Репетитор английского языка Преподаватель английского языка Занятия английским языком Тест знаний английского языка Программы обучения английскому языку Методики обучения английскому языку Эффективность обучения английскому языку Отзывы о преподавателе английского языка Часто задаваемые вопросы Как быстро заговорить по-английски Где лучшие курсы английского языка Английский язык Как найти репетитора английского языка
Основополагающие методики современного преподавания английского языка

как проходят мои

ЗАНЯТИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

Репетитор английского языка
Единственный способ быстро овладеть английским –
начать думать на нём.

Светлана Валерьевна. Ваш репетитор.
Каждый урок – это произведение искусства, создаваемое в процессе активного взаимодействия преподавателя и обучаемого. Шедеврами, образованными в результате такого сотрудничества ученика и учителя, являются знания, основательно закреплённые в памяти обучаемого цепочками логических и ассоциативных связей, а также выработанными навыками речевого аппарата. Если каждая из этих связей подкрепляется воспоминанием о ярком эмоциональном ощущении, пережитом во время её формирования, то материал усваивается более глубоко, а процесс практического применения изученного таким способом материала становится более естественным. Поэтому при обучении крайне важно создавать и поддерживать эмоциональную обстановку, которая в максимальной степени способствовала бы восприятию материала и его усвоению конкретным обучаемым.

Безусловно, необходимым условием обучения с учётом перечисленных требований является не только умственная, но и эмоциональная вовлечённость обучаемого в учебный процесс. Чтобы добиться такой всецелой вовлечённости обучаемого, преподавателю необходимо непрерывно поддерживать его интерес к учебному процессу, что достигается благодаря постоянному отслеживанию преподавателем динамики успеваемости и оперативному корректированию учебного процесса. Данной цели служат такие средства, как: смена ритма и интенсивности занятия, поочерёдное использование разных методик, лексико-грамматические игры, ролевые игры, коммуникативные задания. Разные виды работ сменяют друг друга, что способствует снятию утомляемости, интуитивному усвоению учебного материала и многократному повышению эффективности учебного процесса.

Структура и содержание занятия сильно зависят от ряда факторов, самым главным из которых является Ваша основная цель, например, понимание английской речи на слух или язык бизнеса. Занятие строится таким образом, чтобы в зависимости от цели обучения оно проходило как постоянная практика того, что Вам нужно освоить. В этой связи невозможно дать универсальную формулу эффективного занятия, т.к. каждый отдельный случай требует индивидуального подхода. Поэтому в данной статье мы ограничимся рассмотрением только наиболее значимых составляющих урока, которые, с учётом Ваших пожеланий, будут использоваться при составлении программы Ваших персональных занятий.


Фонетическая зарядка – начало занятия английским языком.

Это вступительная, но крайне важная часть урока, в ходе которой Вы отключаетесь от повседневных забот, погружаетесь в атмосферу английского языка, настраиваетесь на восприятие материала. Основная задача фонетической зарядки – активизировать у обучаемого механизмы восприятия (наблюдение и регистрацию) лингвистической информации, а также стимулировать речевую деятельность. Второй задачей данной части урока является эмоциональное вовлечение обучаемого в процесс обучения, придание ученику высокого тонуса и настроя на предстоящую работу. Таким образом, фонетическая зарядка – это своего рода тонизирующая разминка, выполнение которой является залогом эффективного проведения предстоящих полутора часов.

  • Фонетическая зарядка состоит из фонетических упражнений, отрабатывающих английские звуки, темп, ритм и интонацию. Образец звучания даёт преподаватель или запись с аудиодиска. Преподаватель «ставит» звук, т.е. объясняет, как его правильно произносить, а обучаемый повторяет звуки, словосочетания или целые фразы.

Продолжительность фонетической зарядки зависит от ряда факторов и цели обучения, и может варьироваться от 2 до 15 минут. Если делается упор на постановке произношения или разговоре без акцента, то фонетической зарядке отводится больше времени.

Дополнительно о фонетических упражнениях можно посмотреть в разделе фонетика.


Работа над грамматикой – второй элемент в структуре занятия английским языком.

После того, как Вы настроились на восприятие информации и включились в работу, следом за фонетической зарядкой начинается работа над грамматикой. Такая последовательность имеет строгое обоснование. Дело в том, что именно сейчас, когда Вы вспомнили кое-что из недавно пройденного и, с лёгкостью повторив материал, получили удовлетворение от уже имеющихся знаний (о таком эмоциональном развитии урока заботится преподаватель), Вы оказались на пике своей активности. Поскольку занятие началось недавно и у обучаемого отсутствует утомлённость, но уже имеется мощный эмоциональный настрой, обеспеченный фонетической зарядкой, то на данном этапе занятия осваивание сложной английской грамматики оказывается наиболее быстрым и лёгким.

  • Изучение грамматики необходимо практически всем обучаемым, поскольку без правильного грамматического оформления высказывание представляет собой набор слов, смысл которых непонятен собеседнику. Однако грамматический строй английского языка сильно отличается от русского, и у русскоязычного обучаемого работа над английской грамматикой нередко вызывает затруднения. Для облегчения этого процесса в данной части урока широко используются грамматические игры и коммуникативные задания, что делает изучение материала ярким, запоминающимся и приводит к эффективному усвоению грамматических явлений.

«Поставьте следующее предложение в отрицательную форму» – скучное и неинтересное задание, знакомое многим ещё со времён обучения в школе. Даже от одной мысли о необходимости подобного действия теряется настрой ученика. Чтобы этого не допустить, для отработки того же самого грамматического явления преподаватель обращается к обучаемому с предложением: «скажите, чего у Вас нет» или «что Вы не умеете делать». Задание в такой форме уже представляет для учащегося интерес, т.к. является личностно значимым. Другой пример «продвинутого» задания: «найдите 3 различия между собой и собеседником (в нашем случае – преподавателем)». Такое задание, помимо интереса, содержит новую информацию и предполагает взаимодействие с собеседником, что открывает большие возможности для поддержания эмоционального настроя обучаемого и усиливает эффект выполняемого упражнения.

Таким образом, обучение грамматике носит чисто практический характер и проходит без зазубривания правил. Работа над грамматикой ведётся с использованием эксклюзивных английских учебников, как правило – «Essential Grammar in Use» или «Play Games with Grammar».

Дополнительно о работе над грамматикой английского языка можно посмотреть в разделе грамматика.


Лексика и текст – предмет третьей части урока.

Как известно, самый продуктивный отдых – это смена вида деятельности. Применительно к процессу обучения это означает, что наивысшая результативность занятия будет достигаться при такой смене учебных работ, при которой в наибольшей степени происходит разгрузка ранее задействованных механизмов деятельности обучаемого. Интенсивная логическая активность (за которую отвечает левое полушарие головного мозга), требовавшаяся для выполнения грамматических упражнений, теперь сменяется ассоциативной деятельностью (правого полушария), посредством которой происходит расширение словарного запаса при работе над лексикой. Таким образом достигается важный эффект: несмотря на только что проделанную интенсивную работу по изучению грамматики, обучаемый с лёгкостью переключается на освоение нового аспекта языка и не теряет при этом производительности.

Цель работы над лексикой – расширение набора активно употребляемых английских слов и выражений. Т.е. речь идёт не просто о запоминании слов, а о выработке у обучаемого устойчивого навыка практического применения своего словарного запаса. Изучаемый лексический материал не должен оседать «мёртвым грузом» в памяти обучаемого, вспоминаясь только после долгих и мучительных раздумий. Напротив, слова должны сами «выскакивать» из памяти, при первой же необходимости их употребления. Для достижения такого эффекта необходимо развивать ассоциативные связи между словами, понятиями и вероятными ситуациями их применения. Именно на это ориентированы использующиеся в данной части урока лексические игры, коммуникативные задания и вопросно-ответная работа.

«Назовите всю мебель, которую Вы сейчас видите вокруг себя» – пример вопроса, направленного на активизацию конкретных слов: диван, кресло, стойка и т.п. Отвечая на такой вопрос, обучаемый не только вспоминает слова, но и одновременно получает опыт их использования в практической ситуации – беседе на заданную тему. Другой вариант задания по активизации лексики: «какую погоду Вы заказали бы на завтра, какую на послезавтра, и какую на выходные, если бы погоду можно было заказывать?» Это задание ориентировано на активизацию частей речи, используемых при описании погоды: существительных (ветер, солнце, туман), прилагательных (холодная, ясная) и глаголов (дождит, морозит). В результате выполнения ряда подобных лексических упражнений у обучаемого быстро развивается навык употребления новых слов, чем и достигается быстрая активизация английской лексики.

Однако прежде чем начать свободно употреблять слова, их необходимо запомнить. Механическое зубрение слов – нудный и трудоёмкий процесс, требующий немалых усилий, а потому и низкоэффективный. По этой причине главным направлением в работе над лексикой является поиск ассоциации, которая делает усвоение новых слов быстрым и прочным. Пример ассоциации для запоминания слова «read» – читать Майн Рида, для слова «she» – она варит щи. В приведённых примерах используется ассоциация рифмы, когда в соответствие к запоминаемому английскому слову подбирается созвучное предложение с его участием на русском языке. При обучении новым словам преподаватель использует ассоциации и других типов: логические, подобия формы, контраста и др.

Завершающей стадией данной части занятия является работа над текстом – закрепление пройденного лексического материала. Работа над текстом включает различные задания, направленные как на проверку знания изученных слов и выражений, так и на понимание основных структур, встречающихся в тексте. Для проверки понимания прочитанного имеется большое количество игр, которые используются на данной стадии. Например, преподаватель зачитывает неправильное утверждение, противоречащее содержанию текста, которое обучаемый должен распознать и оспорить в соответствии с содержанием текста. Или более сложный вариант: ролевая игра, в которой преподаватель выдаёт себя за автора текста, а обучаемый – журналист, задача которого в ходе интервью уличить оппонента в подлоге. Помимо игр на данной стадии занятия используются коммуникативные задания, вопросно-ответная работа, пересказ, дискуссия и выход в речь – таким образом процесс работы над текстом совмещается с обильной разговорной практикой. Стоит отметить, что в используемых мной английских учебниках тексты очень интересны, они обязательно содержат юмор или другую изюминку, благодаря чему легко усваиваются и запоминаются.

Дополнительно об обучении лексике можно посмотреть в разделе обучение лексике английского языка.


Желающим обучаться английскому языку я предлагаю посетить раздел «Welcome», на котором Вы найдёте описание используемых мной материалов, способов их индивидуального подбора и online-тест Ваших знаний английского языка, или сразу позвоните мне по телефону 8-917-551-24-13.

+7 (917) 551-24-13
Все права защищены © 2010–2017 | ИП Габуния Светлана Валерьевна | ОГРНИП 314774627300695
Копирование материалов возможно только с установкой активной гиперсcылки на сайт www.english-lessons-moscow.ru.